Войти
Добро пожаловать, Гость!
Общаться в чате могут только вошедшие на сайт пользователи.
200
В отдельном окне
Скрыть

Энциклопедия

О "серой морали"

к комментариям

Если вы читаете эту статью, скорее всего вы уже так или иначе знакомы с “серой моралью”, которая буквально пронизывает весь сюжет серии Dragon Age, особенно когда дело касается притеснения магов. Именно это фокусированное проявление серой морали на единственном аспекте вызывает у меня резко отрицательно впечатление. Ведь на другие ситуации такая двойная мораль практически не распространяется. Мне кажется, вся теория серой морали звучала бы более убедительно, если бы не являлась надстройкой в уже существующей системе угнетения.

Автор: Lydia

Dragon Age: Origins

Давайте обратимся к первой части. Допустим, вы решили начать новое прохождение DA:O и выбрали мага — Сурану или Амелл. Перед вами всплывает небольшое окошко, в котором кратко описывается ситуация, в которой находится ваш персонаж:

Вы одарены способностями, столь же опасными, сколь и огромными. Вы знаете, что магия — это проклятие для тех, кому не хватает воли, чтобы контролировать ее, и с нетерпением ждете Истязания – единственного ритуала, который даёт возможность проявить себя в борьбе с демонами, таящимися как во внешнем мире, так и в вашей душе. Одержите победу — или примите смерть от клинков рыцарей, защищающих мир от вам подобных”.
“Защищающих мир от вам подобных”. И ни одного слова о том, что храмовники должны защищать самих магов, в чем впоследствии нас попытаются убедить. Они лишь надсмотрщики в тюрьме. 

Dragon Age Origins прекрасно удаётся сразу же вовлечь игрока в противоречивую историю. Прежде, чем вы хотя бы успеваете понять, что вообще происходит, вы оказываетесь в Тени. Вы ошеломлены ничуть не меньше, чем ваш герой. Но одно становится ясным — храмовники не те люди, на чьё милосердие стоит полагаться. 
Дальнейшее исследование Башни Круга приводит к следующим находкам: 

“Герда говорит, что храмовники наблюдают за нами, когда мы моемся. Я надеюсь, это не правда”. 
Учитывая, что комнаты старших чародеев, как и других почетных членов Круга, лишены личного пространства, я была бы не удивлена, если бы всё так и было, леди.

Вся обстановка больше напоминает тюрьму, чем школу. Да, мы видим юных магов, постигающих азы магии, но это в первую очередь играет на руку Церкви. Маленьких детей забирают из родных семей, определяя их в учебные заведения, которые потенциально могут “вылепить” из них все что угодно. Совсем не странно, что меня это так сильно тревожит. 

Некоторые могут поспорить, замечая, что скорее всего до создания Кругов ситуация с магами также была совсем не радужной. Но ведь по сути это то же самое, что сказать, что “быть запертым на чердаке очень хорошо, ведь можно было оказаться и в подвале”. Одна тяжелая ситуация не исключает другую. Всего этого более чем достаточно, чтобы нарисовать целостную картину. 

Вы – жертва. А храмовники – блюстители закона – ваши тюремщики

Быстро отмотаем время к заданию «Разомкнутый Круг». Я очень люблю этот квест, несмотря на то, что по излишней затянутости локации в Тени уступают только Глубинным тропам. Мне он очень нравится потому, что писателям удалось одновременно подчеркнуть, что да, маги могут быть опасны и в мире действительно есть те, кто выбирают использовать свою силу во зло, и не выставлять храмовников как “хороших парней”.

Эти храмовники готовы уничтожить ВСЕХ магов в Башне, ориентируясь на действия нескольких преступников.


Dragon Age: 2

Боже мой. Чем дальше в лес, тем злее волки. По сравнению с храмовниками в Киркволле, храмовники в Ферелдене просто святые.

Я слышал, что сэр Улрик приказал меня усмирить. Но я прошёл Истязание! Он не может так со мной поступить!

Некоторые говорят, что у Церкви есть законы, которые ограничивают храмовников в том, как они могут вести себя по отношению к магам. Но как видно из примера выше, храмовникам наплевать на эти законы, и, что ещё хуже, подобные нарушения не влекут за собой никакого наказания. 

Ситуация складывается еще хуже для магов-эльфов. Я никогда не смогу принять то, что закон запрещает защищать эльфа, если на него напал человек. А храмовники не знают никаких рамок и продолжают вести себя так же. Какое наказание получает Каллен за убийство трех невинных магов-учеников в ферелденском Круге? (Об этом говорится в эпилоге к DA:O, если вы выбираете спасти Круг). Его пожурили и перевели на другое место службы, где в итоге его повысили до звания рыцаря-капитана. 

Сэр Каррас сказал, что если я скажу кому-нибудь, что он был в моей комнате, он меня усмирит. 

Скажите мне, каким же образом это подразумевает защиту магов? 
Существует еще великое множество сходных примеров. 
В DA:2 четко показано одно — между магами и храмовниками разверзлась пропасть. Они находятся по разные стороны баррикад. В теории в тех случаях, когда имеет место двойная мораль, обе стороны находятся примерно на одном уровне и могут предложить в свою защиту определенные доводы. Но в серии Dragon Age к этому моменту уже четко сложилось мнение, что так как среди магов есть преступники, это априори не позволяет видеть в них кого-то равного храмовникам или вообще задумываться о том, что отношение к ним может быть слишком жестоким. 

 

Dragon Age: Inquisition

Перейдем к DA:I. Наблюдая за тем, как ситуация накалялась на протяжении двух предыдущих игр, я ожидала чего-то… Совсем иного, нежели то, что нам показали в итоге. 
Отыграв в Dragon Age: Inquisition примерно час, я постоянно ловила себя на одной и той же мысли: “Это странно”. Когда я узнала, что главный герой оказывается в разгаре войны магов и храмовников, я была заинтригована, потому что для меня это потенциально предоставляло возможность пойти против системы. Я была рада, что, наконец, смогу непосредственно помочь магам. 

Но вместо этого меня заставили уничтожать их, сделали из них врагов
Серьёзно? К тому же ещё и Солас с Кассандрой со своими комментариями, которые пытались исказить ситуацию, указывая, что маги и храмовники одинаково виноваты в происходящем, что они внесли равную лепту в царящий вокруг хаос. С какой стати борьба за свободу стала приравниваться к попытке лишить кого-то этой свободы? 

Дальше стоит поговорить о Вивьен. Я хочу сразу прояснить один момент: я не испытываю к ней ненависти. Наоборот, я думаю, что она — прекрасный персонаж и живое доказательство того, как Круг создаёт «идеальных» магов. (Даже служащие церкви описывали Вивьен как “образцового мага”). Ранее, когда я говорил о событиях DA:O, я упоминал детей, у которых обнаруживаются магические способности и то, как с ними поступают в дальнейшем. Так вот, Вивьен сама была таким ребенком. Мы знаем, что она сменила несколько Кругов и нигде не могла почувствовать себя дома, пока не была переведена в Круг магов Монтсиммара, где она начала углубляться в учение Церкви. (То же можно сказать и о Винн).

Вивьен настаивает на необходимости присутствия храмовников, чтобы они могли контролировать магов извне. Но как я уже говорила ранее, храмовники не делают ничего, чтобы действительно защитить магов. Вивьен лишь повторяет то, чему её научили, она знает, что эти речи помогут ей добиться того, что она хочет и подняться выше по социальной лестнице. 

Вивьен активно настаивает на необходимости Кругов, чтобы юные маги имели место, где бы они могли учиться и постигать магическое учение. Да, в этом я с ней согласна. Ведь именно для этого и была создана коллегия магов в конце игры. Я представляю себе систему обучения и становления магов подобную той, что используется в магической академии в Skyrim. Маги способны самостоятельно позаботиться о своей безопасности. При таком раскладе маги могли бы сами решать, что делать и как отстаивать свои права. Согласилась бы Вивьен с этим? Ведь это именно то, о чём она и говорила, только без угнетения. Но на деле она считает, что жесткие меры необходимы. И я не могу этого понять. 

Как и многие другие герои серии, Вивьен неоднократно заявляет о том, что поддерживает храмовников и идею восстановления Кругов. Это значит, что BioWare прекрасно осознает, что им будет гораздо сложнее заставить игрока задуматься и взглянуть на ситуацию с разных сторон. Они должно быть понимают, что идут против ими самими созданной системы. Таким образом им приходится нарушать свой собственный порядок вещей!
 
А затем приходит время выбирать — помогать магам в квесте “По секрету” или выбирать себе в союзники храмовников в “Защитниках справедливости”. Обяжите магов служить Инквизиции — и герой будет подгонять их как кучку необученных юнцов, которые только и способны, что пускать искры. Распустите храмовников — и герой произнесёт вдохновляющую речь о том, как однажды орден снова воспрянет во всем своем блеске. То есть можно спокойно поливать грязью магов, хотя храмовники в подобной ситуации находятся на высоте и выходят из нее безвинно пострадавшими. Что? Где здесь равенство? 

А ответ таков: его здесь нет. Решения и их последствия в данных заданиях неравноценны и, скорее всего, BioWare специально поступили именно так. Они ведь проделали огромную работу при создании мира игры. Возможно, даже слишком большую, настолько, что теперь пытаются уничтожить прекрасный материал, который создавали ранее. 

В этом и заключается вся суть DA:I. Это своего рода перезагрузка. Для магов, для эльфов, для всего дисбаланса власти в целом. Зачем это делать? Честно говоря, я не знаю. Нельзя сказать, что эта тема оказалась очень интересной в какой-то из других игр или вселенных. Единственная причина, которая приходит мне в голову это то, что эта тема представляет собой весьма благодатное поле для бесконечного рассуждения, что в данном случае равняется большим доходам компании. Для меня это стало причиной того, что DA:I не ощущается частью серии, она будто отделена от общего сюжета. Если бы мне нужно было графически изобразить ход конфликта между магами и храмовниками, я бы сделала это так:

Конфликт почти достигает апогея в финале DA:2, но вместо того, чтобы действительно добраться до него, обе стороны продолжили непонятное беспорядочное шатание, не приводящее к каким-либо фактическим изменениям. Такое развитие событий обычно не характерно для историй. Итак. Возможно BioWare сделали ставку на продолжение серии и решили разыграть карту двойной морали. Можно ли исправить ситуацию в будущем? Думаю, да. Будут ли они этим заниматься? Вряд ли. Я практически полностью убеждена, что работники отдела продаж заставляют писателей создавать то, что лучше продается, и соответствие всем литературным канонам уходит на самый далекий план. 

Вот об этом я и хотела поговорить. 

Мне настолько интересен мир серии, что я вряд ли когда-нибудь смогу прекратить проходить эти игры, несмотря на все их недостатки. Но значит ли это, что я не надеюсь на изменения в лучшую  сторону? Конечно же нет. 

 

Переводчик: Собченко Татьяна
Редактор: Софья Барышева




30.03.2016 | Kameradschaften | 500
 
Всего комментариев: 0

avatar